Энциклопедия мебели
Директория и Консульство
«Кто не жил до 1789 года, тот не знает сладости бытия»,—говорил Талейран. В этой фразе вся разница между мебелью периода Людовика XVI и Директории.
Обои, напечатанные ручным способом с сохранившихся матриц, фабрика Zuber, салон «Шато Дизайн» |
Девиз «быть проще» неизменно влечёт за собой и быт попроще. Сатин приходит на смену шёлку, орнаменты и цветовая палитра—сдержанные. Не до роскоши нынче. Ткани—копии старинных, производятся Prelle | |
Типичный комод эпохи Директории |
Характерная деталь комода эпохи Директории |
Типичные кресла и комод 1795–1799 годов |
Два столика с ящичками от Grange точно соответствуют духу сурового времени Директории |
Cобственно, само правление Директории было кратким: с 1795 по 1799 год. Однако стиль, который успел сложиться в эти четыре с небольшим года, не просто оставил свой след в истории, а даже сумел оказать влияние на многие последующие стили.
Неоклассицизм никуда, конечно, не исчез и оставался ведущим направлением, но форма его была уже иная, нежели во времена Людовика XVI. Сдержанное «старорежимное» изящество постепенно уступило место более строгому и даже суровому стилю, впрочем, не лишённому элегантности.
Формы мебели становятся ещё более прямыми и конструктивными, подчиняясь законам античной архитектуры. Верх спинок кресел иногда слегка отгибается назад или, напротив, внутрь. Подлокотник становится практически прямоугольным. Спереди ножки остаются прежними, суженными книзу, а сзади принимают саблевидный изгиб. Спинки стульев часто украшает сквозная ажурная резьба. Помимо красного дерева используют лимонное, а также окрашенный в белые, серые или зелёные тона бук. Часто встречается инкрустация лимонным и эбеновым деревом. Украшения из бронзы выглядят как сама скромность. Греция и Рим продолжают владеть умами мебельщиков, «поставляя» им всё новые мотивы для орнамента. Это пальметты, обрамлённые ромбом ромашки (при Людовике XVI они были заключены в квадрат), коринфские и ионические капители, кариатиды, вазы, звёзды. Это животные: крылатые химеры, лебеди, львы. В качестве деталей мастера любят использовать звериные морды и лапы.
Праздные фавны, беспечные вакханки и полевые цветочки исчезают; их место занимают нимфы, протягивающие пальмовую ветвь или венок, крылатые гении и фортуны. От революции стилю досталась другая, воинственная символика: это скрещённые пики, топоры, кокарды, скрижали закона, ветви дуба, галльский петух и военные трофеи. Все перечисленные мотивы часто заключаются в ромб, овал или шестиугольник.
Переворот 1799 года даёт начало периоду Консульства (1799–1804). Новая власть—новый стиль правления—новая мода. И если стиль Директории сохраняет некоторую близость к стилю Людовика XVI, то суховатый стиль Консульства во многом предвосхищает следующий за ним ампир.
Линии окончательно выпрямляются и получают большую чёткость. После египетского похода 1798 года начинается всеобщая египтомания: в орнаментах появляются сфинксы и лотосы. Впрочем, пальметты, лавровые венки, розетки, лебеди и скромные завитки ещё остаются. По бокам консолей и комодов может помещаться герма (столб на узком пьедестале, завершённый скульптурным бюстом). Вся мебель делается из красного дерева и украшается инкрустациями чёрным деревом, оловом и слоновой костью. В это же время появляется большое наклонное зеркало на ножках (псише), которое в будущем займёт достойное место в ампирных интерьерах.
Благодаря строгим формам и обилию «знаков отличия» в наше время за Директорией закрепили обстановку официальных приёмных, кабинетов и гостиных–библиотек. Можно сказать, что этот стиль соответствует нуждам чиновника, чья должность столь высока, что не позволяет оформлять рабочее пространство ни более человечно, ни более помпезно.
Комод |
Подобное бронзовое украшение в виде головы льва с кольцом в носу характерно для эпохи Директории (Provasi) |
Это антикварное кресло типично для эпохи Директории (исключая, пожалуй, лишь кожаную обивку, поскольку тогда предпочитали ткани). |
Верх спинки отогнут назад, высокие подлокотники– стенки закрывают сидящего почти наглухо. Форма кресла практически диктует позу: плечи расправлены, подбородок чуть вверх, руки лежат на подлокотниках.
Передние ножки как будто вовсе никогда не виделись с задними. Будто их делали даже разные мастера. Передние такие аккуратные, «женские», задние — «мужские», четырёхгранные, с характерным саблевидным изгибом.
Египетский поход французской армии оказал видимое влияние на стиль Консульства: в декоре появляются бронзовые головы фараонов. Они часто сочетаются с ножками в виде львиных лап. Шкаф, его деталь — всё произведено в наше время компанией Provasi. |
Комод компании Provasi. |
Шкафам и комодам присущи простые формы, минимум декора. Но более типичен для Директории строгий комод, что на фото справа. Он производится компанией Faber. Комод слева — от компании CMT. |
Жёлтое кресло и кресло с «шахматной» обивкой — компания Provasi. |
Хит эпохи — зеркало–псише. Сделано компанией Provasi. |
Две современные комнаты обставлены мебелью от фабрики Gimenez. В интерьере внизу выдержан стиль Консульства. Интерьер вверху в целом соответствует стилю Директории, однако внимательный читатель найдёт в нём стулья эпохи Луи–Филиппа (подсказка: витые ручки) |
Энциклопедия мебелиПарад стилей мебели: Ренессанс, Людовик, Ампир, Луи-Филипп, Наполеон, Чиппендейл, Модерн, Ар Деко |
Итальянский Pенессанс Людовик ХIII Людовик ХIV Регентство Людовик XV Кабриоль Людовик ХVI Ампир Русский ампир Реставрация Луи-Филипп Наполеон III Бидермайер Тюдоры Королева Анна Чиппендейл Хэпплуайт Шератон Королева Виктория Чарльз Макинтош Модерн Ар деко Конструктивизм
Emporio Paoli — спальни и гостиные мебель