Энциклопедия мебели
Итальянский Pенессанс
Обстановка ренессансного жилища была скудной, но зато каждый предмет выглядел гордо и значительно.
Антикварный кабинет, украшенный вышивкой. Галерея De Jonckheere, Брюссель |
Стол с опорами в виде химер, 1580 год |
Кровать в китайском стиле, 1580 год Слева и справа Венецианские кубки эпохи Медичи |
У ренессансного кресла высокая спинка и характерные перекладины в виде балясин |
| |
Антикварный кабинет эпохи Ренессанса, Италия; подстолье — более позднего времени |
Венецианские кубки эпохи Медичи |
На первом месте была огромная кровать с высоким изголовьем, укрытая балдахином или занавесками и снабжённая приступкой, без которой попасть внутрь было затруднительно.
Второе место занимал традиционный итальянский сундук–кассоне для хранения и перевозки вещей, который со временем эволюционировал в посудный шкаф–поставец с двумя–четырьмя дверцами. Итальянцы придумали и другие полезные шкафы: кабинеты и секретеры. За их дверцами или откидными крышками скрывалось несколько рядов богато инкрустированных ящиков. Самыми распространённы. ми были прямоугольные столы с толстой столешницей на двух (флорентийский тип) или четырёх (болонский) массивных устоях, стилизованные под античные. Другой вариант — одноопорный стол со столешницей круглой, шести– или восьмиугольной.
Сидели на стульях нескольких типов. У древнеримской знати «одолжили» складное «курульное» кресло со скрещенными ножками. Знаменитый «стул Строцци» состоял из доски–сиденья, высокой спинки и трёх точёных наклонных ножек. Простой четырёхногий стул со временем превратился в кресло с подлокотниками, мягкими спинкой и сиденьем, обтянутыми кожей, иногда украшенными бахромой.Для всей мебели Ренессанса типично использование готовых античных архитектурных шаблонов: фризов, профилированных карнизов, арок, колонн с базами и капителями и балясин. Чуть ли не каждый шкаф претендовал на право именоваться маленьким палаццо. В качестве резных деталей применялись медальоны, кронштейны, розетки, маски, львиные лапы, бараньи головы, дельфины и щедрый растительный орнамент. Для мебели эпохи Воз. рождения вообще характерна декоративная избыточность. В XIV веке мебель обычно украшали яркая роспись и позолота. В следующем столетии доминирует архитектурная тема. Часто используются мозаика и различные техники инкрустации, в том числе перламутром и черепахой. В XVI веке на первое место выходит вычурная резьба по дереву. Очень популярны инкрустации, изображающие перспективные архитектурные виды. Успехи муранских мастеров позволили сделать первые буфеты со стеклянными дверцами. А изобретение станка для производства фанеры открыло технику интарсии—плоскостного деревянного орнамента. Нынче частные интерьеры в духе Ренессанса встречаются редко. Впрочем, один предмет мебели и пара аксессуаров впишутся в любой интерьер и будут выглядеть очень артистично.
«Типовой» ренессансный кабинет, радушно распахнувший дверки, на наш современный взгляд, выглядит забавно, но тем более запоминается: похож на существо о двух ногах и двух руках, не хватает только вазы в качестве «головы». |
Несколько рядов богато украшенных ящиков— обязательный атрибут кабинета эпохи Возрождения.
Богатая инкрустация сделана на внутренней стороне дверок. Для Ренессанса существенно было задаваться вопросом: что там у него внутри?
Центральная часть — уменьшенная копия портала с колоннами, характерная «архитектур. ная» деталь кабинета как предмета мебели.
Верх кабинета оформлен в виде крыши палаццо, отчего сходство шкафа с дворцом усиливается. Вместе с его явной антропоморфностью возникает почти сюрреалистический эффект. Не такой ли кабинет вдохновил Сальвадора Дали, когда он писал свою «Венеру с ящиками»?
Такая ваза идеально подходит для белой лилии. Именно так её написал Веронезе, выдающийся художник итальянского Возрождения. Точная копия изготовлена Venini, оригинал—на картине Веронезе «Благовещение» | Копия старинного гобелена, производится Craye |
Эпоха Ренессанса черпает вдохновение в античности. Бронзовый Аполлон — это точная копия римской античной скульптуры (сделана в 1490-е годы). | «Венера, вытирающая ногу», бронза, около 1600 года |
Однако почти через столетие шкафы становятся похожими на пышно разукрашенные палаццо на львиных лапах |
Мебель Раннего Ренессанса обнаруживает тесную связь со своими предшественниками — лавками и сундуками |
Энциклопедия мебелиПарад стилей мебели: Ренессанс, Людовик, Ампир, Луи-Филипп, Наполеон, Чиппендейл, Модерн, Ар Деко |
Людовик ХIII Людовик ХIV Регентство Людовик XV Кабриоль Людовик ХVI Директория и Консульство Ампир Русский ампир Реставрация Луи-Филипп Наполеон III Бидермайер Тюдоры Королева Анна Чиппендейл Хэпплуайт Шератон Королева Виктория Чарльз Макинтош Модерн Ар деко Конструктивизм
Emporio Paoli — мебель для спальни в классическом стиле